Стиль Гончарова-романиста тема автореферата и диссертации по математике, 01.01.01 ВАК РФ

Сальман, Юсеф али АВТОР
кандидата филологических наук УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ
Москва МЕСТО ЗАЩИТЫ
1991 ГОД ЗАЩИТЫ
   
01.01.01 КОД ВАК РФ
Автореферат по математике на тему «Стиль Гончарова-романиста»
 
Автореферат диссертации на тему "Стиль Гончарова-романиста"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛВДШ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ш. М.В. ЛОМОНОСОВА

ФзлодогнчэскяА факультет

На правах рукописи

САЛШАД ЮСЕ5 АЛИ СТИЛЬ ГОНЧАРОВА - РШАНИСТА

Специальность 10.01.01. - Русская литература

Автореферат дасоертацаи на соиоканяв ученой степени кандидата фнлологичеохях наук

У

Москва - 1991

Работа выполнена на кафедре истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета им.Ы.В.Ломоносова

Научный руководитель:

кандидат филологических наук, доцент

Н.К.Петрова

Официальные оппонента:

доктор филологических наук,

А.Ф.Захархкн кандидат филологических наук,

М.И.ЩербаКова

Ведущее учрезденио - Тверской Государственный университет.

Защита диссертация состоятся "<?<? и ЯРЯЩАЯ 1991 г. на заседании специализированного совета Д 053.05.11 при Московской государственном университете ш.Н.В.Ломоносова.

Адрео: II9899, Москва, Ленинские гора, ШТ, 1-й корпуо гутшпарпше факультетов, филологический факультет.

С диссертацией ьзэгхно ознакомиться в библиотеке филологического факультета ИГУ.

Автореферат разослан " О*-»") a ¿A*1991 г.

Ученый секретарь специалязврованного совета, глндпдат ф:шологячостшх наук Л.И.Песков

В предлагаемой работе исследуется становление и развитие отиля И.А.Гончарова в трёх его романах и в ранних его произведениях.

Актуальность диссертации определяется возросшим за последние годи читательским и научным интересом к творчеству Гончарова не только русского, но и зарубежного читател^ о чем свидетельствуют перевода романов писателя не только на западноевропейские языки, но а на арабский язык. Глубина поисков нравстзенно--остотического идеала в романах Гончарова близка как современному русскому, так и арабскому читателю.

Новизна работы заключается в том, что в ней ми попытались осмыслить романы Гончарова как цикл с единой эстетической системой, раскрыть эволюцию стиля, определить факторц, влиящие на формирование реализма писателя, проследить его идейно-творче-олоэ становление а определить его место в контексте классической руоской литературы.

Научные цедц а задачу диссертации иоходят из шрокого я разностороннего понимания термина "стиль". Исходя из этой дефиниции , мы акцентировали внимание на идейно-тематической стороне произведений, на системе образов, композиции и ее элементах, на праемах раскрытая характеров, роли пейзажа, детали и т.д., вплоть до языкового стиля писателя и его героев. Подробное исследование оталя трёх романов а ранних произведений позволило прояснить вопрос об архатапе образа Обломова и некоюрых других образов, поставить вопрос о гончаровской трилогии как цикле.

Методология работы основана на диалектическом взаимодействии оба«го а индивидуального в стиле Гончарова, складываыцегооя как.оовокуонооть ряда факторов, носящих на себе отпечаток лично-ота худошшка - творца, придающего общей отилевой закономерности

- 2 -

неповторимо-индивидуальное своеобразие.

Методика работы основана на тщательном исследовании Гончарове кех ранних произведений s ©го романов в его стилевых худоко-отвенных понятиях s категориях.

Практическое применение диссертации. Ее- итога могут быть использованы в обшщ. лекционных курсах по русской литературе XII века, в спецкурсах е спецсеминарах, а такае при подготовке научного перевода Гончарова на арабский язык.

Обсуждение яеш диссертации в работы в ее законченном виде прошло на заседашш кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ ш. Ы.В.Ломоносова.

Структура и объел диссертации. Работа состоит из введения, трах глав и заключения. В приложения дана библиография основных работ по творчеству И.А.Гончарова к по теме диссертации. Объем работа 185 с.

Во введении дается теоретическое обоснование теш, аргументируется актуальность й иощзш исследования, определяются методологические щшзцтш, ставятся общетеоретические цели и конкретные задачй настоящей работы,

В первой главе "Становление стиля." Ранние произведения Гончарова s "Обыкновенная история", ш попытались раскрыть характерные черты раннего творчества И.А.Гончарова, определить факте ры, влияющие на формирование реализиа писателя, проследить его вдейно-творческое становление и определить место ранних произве рений и значение es для творчества Гончарова в целом. В 30-е го да Гончаров не бил в цолноё зависимости от романтической поэтик ы вотетшш. Он стремился к рзалиотлческому выражению своих чувств а мыслей. В первнк повестях ""Счастливая ошибка, "Лихая болеет ъ," п "Нш^одора Ивановна" ощущается гоголевское влияние.

Путь Гончарова к реализму идет через психологизацию характеров, через мотивировку событий и создание битового и социального фона действия, У Гоголп Гоптров воспртял н развил изобретение героя "в его неразрывной связи со средой, Пупкин see пленяет Гончарова величайшей гармонией, чувством меры,, труднейшим искусство« пяладавать глубокое значение d предельно простую и статую форму. У Гончарова намечается и другая линия, связанная с иными воззрениями на литературу. Это линия нрапоописателъно - сатирического очерка и рассказа с реалистическими элементами бытоописания. В ■ повести "Ншдфодора Ивановна" ощущается влияние Гоголя. Это проявилось з бытових описаниях, в тоне повествования„ в лирических отступлениях и обращениях к читатели. Для характер«тики отрицательных персонажей повести Гончароо использует прюм емвпения со-рьезного и комического. В "Счастливой ошибке" есть черта не толъ-ко "фЗыгеновенной не торт", но и "Обломова". Это пмра-зтея, по-пэр-вых, в изображении бита семьи Нейлейн. Во-пторгх, некоторые чэрги Егора Адуева предвосхищают черты Обломова. Повесть "Счастливая ошибка" - вакньгй этап в творческой эволюции Гончарова, так ная здесь Гончаров впервые стремится применить реалистический прш-цип обусловленности психологии человека обстоятельствами его казни. Гончаров дает также реалистическиа бытовые зарисовка. Основные мотивы этой повести получат развитие в последующих: произведениях писателя, как в целом ("Обыкновенная история"), так а а отдельных моментах в "Обломове*„

Таланту Гончарова, как он потом раскрылся в романах, несомненно присуще комедийное начало: мастерское построение диалогов, блестящее владение твой речью различных слоев общества, тонкий юмор в сочетании с наблюдательность®.

Ранние литературные опыты Гончарова имели очень большое значение для его дальнейшего творческого роста, для становления стиля писателя. Первые литературные опыты - своеобразное ученл-чеотво, в процессе которого преодолевалось невольное подражательство, увлечение романтизмом, нащупывался свой путь, свой стиль, свои темы я образы. В процессе становления творческой манеры и овладения приемами реалистагческого письма, формировалось мировоззрение будущего писателя.

В ранних произведениях с чрезвычайной рельефиоотью обозначен путь отсатвля к общественно-психологической тематике. В "Счастливой ошибке" утке в какой-то мере появляется теша обломовщины, которая впоследствии в полной мере будет развита в "Обло-иове". В "Лихо! болести" Гончаров становится в оппозицию к романтическому направлению. Гончарова волновали поиски нового го-роя - такого, какого ещё не было в русской литературе. Очерки "Иван Савпч Подкабрин" помогают писателю окончательно вакрепять-ся на путях только что начавшей формироваться "натуральной школы

В 40-е года эстетические взгляды Гончарова формировались под большш влиянием Белинского. Автор "Обыкновенной пстории" -писатель - "социолог", видевший свое назначение в глубоком к максимально объективном изображении наиболее характерных процессов общественной эволпщш. В основе "Обыкновенной истории" лека' три темы. Первая из них - это романтика, выраставшая на основе паразитической жизни русского крепостнического дворянства. Вторая тема посвящена буржуазии, деловой и деляческой в одно в то ае время. И накопец, третья тема касается положения вегщшш. Все эта три штива "Обыкновенное истории" сплетены между собой в ед&шоу ошгческоа повествовалил, вбщхшцвл в себя п ряд юшх тем, второстепенных по своему значении, по необходимых для уяс-

пения главного. В первой большом романе Гончарова проявляется одна из отличительных особенностей его творческого метода. 13 оо-ново "Обыкновенной поторап" леянт отобрагенио определешшх жизнен них проблей, разрешение as во внутренней овязи и взаимной обусловленности.

Образ мечтательного шоша не бил новым для русской литературы: он в значительной пере предопределен бил Леноним. Пушкинского романтика роднила о Гончаровекям их общая "идеальность", отрго "высокой мачты" от "низкой" реальнооти, поотошшое вита-ияе в царе нллюзнй. Однако, избрав общай о Пушкиным образ, Гончаров пошел гораздо дальша своего учзтоля в раскрытии социальных судеб Ленского-Адуева. Отказавшись от фабулышх эффектов, не окупяоь на подробности, опапеоки шроко воссоздает писатель тапаческае оботоятельотва, в которых становился характер Алькоан дра. Гончаров избрал предметом своего внимания продолжительный, на шого лет растянувшийся период русской визни. Этот способ построения сюзвта сделается в дальнейшем у него излюбленным. Отличав сюзета Гончарова от сюотов романтической литературы в тоц именно а состоит, что и самая эта которая, я герой, который в ней действует, вполне "обыкновенные". В "Обыкновенной пстории" впервые у Гончарова прозвучала та критика патриархат, ного барского воспитания, которая о еще большей полнотой развернется в "Обломове" и "Обрыве". Мечты Александра Адуева О "Колоссальной страсти" была непременной принадлежностью романтизма. Гончаров не случайно поставил любовную тему "Обыкновенной истории" в центра своего витания. Гончаров дискредитирует атя романтические представления Александра рядом любовных увло-чшшй. Вся совокупность жизненных разочарований - в олуябн, тю ви, творчество, родственных чувствах и дружбе - сломвля Ал»к-

оандра. Перерождение Александра, всего резче проявившееся в эпилоге "Обыкновенной истории", вызвало реакую критику Белинского, считавшего, что романист"пошел здесь в разрез о четко намеченный ранее рисунком образа. Белинский хотел видеть Александра "Мистикой, фанатиком, сектантом" или "славянофилом". Но, ото ука была бы "необыкновенная история" и герои пршшдлекалл бы к числу исключений. В задачу Гончарова входило показать явление массовое, широко распространенное, чтобы через него просвечивала опоха.

Отношение Гончарова к своему герою слоено: он и критикует романтическую ограниченность, искусственность, чувствительность и в то не время сочувствует Александру там, где тот становится на путь признания реальности. Самодовольство и карьеризм, свойственные Александру б эпилоге романа, возбухдашт у Гончарова глубокую грусть.

В образе Петра Ивашча Адуева Гончаров создает тип буржуазного героя, к которому он неоднократно будет обращаться впоследствии. Зорко набладая итого дового героя, Гончаров супол распознать в шз:л черты капиталистического делячества, проявления буржуазного и бюрократического вгонзиа. Иценно ото шея в виду Горький, указывая, что Гончаров "враждебно подчеркивал новый тип дворянина - бюрократа"*. Сухость, че1Ютвость Петра Иваныча Адуева говорят нам о тоа, что образ этот отладь но Сил идеализирован его создателем, что романист сумел в отношении ого сохранять всю меру объективности. ■ \!

Положительный образ "Обыкновенной крторциУ следует искать в той галерее русских аендан, которая тар широко представлена в отоа романе. Из всех женских образов "Обыкновенной историк" (такого обилия их еще не знал ни один русский роман) особенное, вид-

I. Горький II. История русской литературыЫ., 1939. С. 253.

глания заслуштвает образ Ллзавоты Александровны Адуевой. Эта аенщина представляет собой пологштельное начало гончаровского романа, нооет в себо то жизнеутверждающее идейное зерно, которого тая недоставало оо мулу и племяннику. Шесте о самим романистом Лизавета Александровна огрицаот обе эти враядувдив друг о другом полярности. Гончаров является убежденным противником тех, кто хотол бы завялить гсош^пгу в клетку буржуазного комфорта. Она - показывает Гончаров - погзбпет в этой клетке, лишенная воздуха, света я главное - свободы.

с

С л оду от отметать, что образ ."спгслш, йтрадавцей в буржуазной осмьо, лппоп в "ОбнпяовопноЯ ncroproi" резкой протеотукцой тенденция. Яязавета Александровна па с5оротся о округавдеЯ средой, являясь скороо оо нертсоа. Русская язторатура первой половины XIX века так л но создала образа смолой гепщпы, проте-стуггцой против цепей буржуазного брада - для этого но было ещё пообходамня- социальных предпосылок.

В центра впшаяпя роганнста находятся процессы социально--пс изо логического превращения. Ни одна из русских писателей XIX века но изобразил о такой полнотой и так глубоко, как Гончаров, процессы превращения дворянина - романтика в бюрократического дельца. Он по ограничивается изображением чиновничеотва в шори-стпчоскои плане, по всесторонне характеризует процеос социальной трансформация 30-х родов. Романиста занимает прежде всего духовная эволюция Александра, п вое в "Обыкновенной по торил" служат раскрытии ее этапов. Ни один из этих образов не существует в романе для самого оебя: они или контрастны Александру, проходя с ним через весь роман (мать, дядя я тетка героя), ила сопутствуют ему на определенном этапе его развития (Наденька, Юлия, Лиза). Ни в одном произволении русской литературы той по-

рн, ксклшая "Героя нашего времени", кошюзкщшпная централизация по была доведена до такой степени, как в "ийшшовонпой истории".

Стройность развития достигается в "Обыкновенной история" па счет его полноты к многообразия. За исключением экспозиция романа, представляющей собою богатую подробноетямн картину гакз-ни дворянского гнезда, все дальнейшее повествование построено по одному образцу: спори Александра о дядой, першекаеанщзеся любовными увлечениями Александра, всякий раз подтверждающими правоту Петра Иваныча.

В "Обыкновенной истории" помечается наморенная одаоплано-рость сюжота. В романе доминирует один образ, одни конфликт, однг интрига. Однако, ш находим здесь общественный л ооцпалышй фон, раскрывающийся не только в бытовых картинах, но и в характеристиках и описаниях. Описаниям в "Обыкновенной истории" отведено гк>малова*шое место. Прежде всего это описание природы. С пейза-гом в "Обыкновенной истории" сочетается и бытопись. Конфликты романа отражены не только в поступках героев, по и в их уотипе п письменных высказываниях. Речь Александра насыщена трафаретными выражениями прекраснодушного мечтателя 30-х годов. Цветистой фразеологии Александра противопоставлена контрастная речь Петра Иваныча. Его языку чужды романтические абстракции: в нравах Адуева - старшого называть вое вещи своими именами. Язык "Обыкновенной истории" отличается исключительной живостью. Он гибок н пере-тп«г все оттенки романтизма (Александр), буржуазной деловитости С!|пТр Иваныч); патриархальной помещичьей психики (Анна Павловна V-.7f.rvi), вульгарной житейской "тторпалмюстп" (Костяков). Что г.пс-тоя я?пка самого автора, то сн разговорных интонаций.

мака являются в изобилии разбросанные диалоги. Кандый из беседующих между собою лиц "Обыкновенной истории" не только разговаривает, но и борется, нападает или защищается, выдвигая свои саше веские аргументы. Эта манера особенно характерна для дяди и племянника. Роль диалога в "Обыкновенной истории" чрезвычайно велика. Всвду он служит характеристике образа, всюду он оттеняет разницу взглядов действующих лиц. В диалогах завязываются л развиваются все конфликты романа. Это искусство гончаровского языка вообще а диалога в частности отмечал уяо Белинский, писавший, что к "особенным достоинствам" "Обыкновенной истории относятся "язык чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся"*.

Роман "Обыкновенной истории" тлеет глубокое значение для творческого развития самого Гончарова. Темы, образы и ситуации, намеченные романистом в этой первой его "Галлерее" будут вскоре продолжены и углублены писателем. Не подлежит никакому оомнению факт развития в пооледувдих произведениях Гончарова образов "Обыкновенной истории". От Александра Адуева ряд черт и прежде воего дворянский романтизм - переходят по наследству к Обломову и Райскому. Ряд существенных черт Адуева - старшего будут затем разработаны в Штольце и - в неоколько ином рак](урое - в Аянове. От Лизаветы Александровны Гончаров не олучайно обратится затем к образу Ольги, от Наденьки и Лизы - к Вере, от Евсея - к Захару. Создав картину помещичьей усадьбы Грачи в "Обыкновенной которая" , Гончаров вскоре изобразит ее в Обломовке, а затем в Малиновке. И так "Обыкновенная история" представляет собою "преддверие" к последующим романам Гончарова.

"Обыкновенная история" - но только первое зрелое, самостоятельное произведение, получившее высокую оцещ<у в критике и у

I. Белински!: В.Г. Соч., Т.Ш, 1.1. , 1948. С. 830.

- 10 -

читателей, завершение этапа ученичества, плод раздумий, но п значительная заявка на дальнейшее. В романе проявился оригинальный стиль писателя. В "Обыкновенной истории" начата разработка теш "Обломовщины": здесь наметились типы основных героев, которые получат дальнейшее развитие, намечена структура так называемого "монографического" романа и основные черты стиля писателя. Уже в "Обыкновендой истории" Гончаров проявил себя как крупный писатель.

Вторая глава посвящена стилевому своеобразию романа "Обломов", исследованию происхождения "обломовщины", ее развитию, и катастрофическому влиянию на человеческую личность. Идейнооть содержания "Обяомова" сочетается с художественностью формы. Психологическая глубина образов романа, главный из которых давно уже сделался типическим образом, непревзойденная простота сюжета, выразительность и живость языка - в большей мере способствовали успеху романа. "Обломов" это центростремительное произведение. К центру - главному герою - стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены все другие персонажи. Илья Ильич Обломов -средоточие идей романа и поэтому понять ого - значит "разгадать" лучшее создание Гончарова. Если в "Обыкновенной истории" внимание писателя было сосредоточено на осмыслении моральных проблем и изображений внутренней эволвдии героя под влиянием "его века", то в "Обломове" Гончаров стремился передать самую эиоху и дух крепостного уклада, показать бытовые, экономические, социальные и общественные причины появления Обломовых и обломовщины.

Принцип социальной обусловленности характера героя позволил писателю придать ему родовое и постоянное значение; "возвести его в тип", Гончаров впервые в русской литературе рассказал о всей яизни человека, от колыбели до могилы. И все это

-lion сделал с такой степенью художественной рельефности, что обр«3 Обломова тотчас после его появления на свет сделался одним из самых емких типов русской литературы. Замысел "Обломова" по сргв-нени» с "Обыкновенной историй", несравненно более сложен, многозначен и, как всякий сложный замысел, претворяется посредством "соперничества" разных идейных пластов. Поэтому прюбретает особое значение деление романа на части, глубоко принципиальное, отражающее разные моменты кристаллизации основной идеи. Каждая часть - самостоятельная единица повествования, с особым внутренним строением, своим стилем. Тем не менее всегда перед нами части гончаровского романа.

"Обломов" появился в свет именно в то время, когда борьба против самодержавно-крепостнического режима и феодального уклада жизни вступила в России в самую обостренную фазу. В этом смысле роман Гончарова оказался в выскей степени злободневным произведением. Особая природа художественного дарования Гончарова сказалась в том, что именно роман стал его единственным жанром. Fomoh - эпос нового времени. Эпоха меняла "лицо" искусства, усложняла его. Причина таилась и в "самой сущности ромака и повести как рода поэзии ... это самый широкий, всеобъемлющий

г

род поэзии; в нем талант чувствует себя безгранично свободным". Исходя из задач, выдвинутых жанром романа, исследующего судьбу героя, Гончаров с искусством подлинного психолога ставит проблему тлетворюго воздействия усадьбы на неокрепшую еще личность мальчика. Всесторонний показ Обломовки является для Гончарова не целью, а средством. В центре его внимания э "Сне Обломова" находится судьба мальчика воспитанного этой сытой, инертной и невежественной средой. Гончаровский роман порагяет нас глуби-I. Белинский В.Г. Полн.собр.соч., T.I0, М., 1956, с. 315.

- 12 -

ной своего проникновения в душевный мир Илюш Обломова.

Картину жизни, предотавленйую в первой части "Обломова", как раз и отличает редкая полнота вещественных: примет, деталей. В ней нет сюжетного движения - герой "вписан" в неподвишый бытовой интерьер. Первой части писатель отводил роль пролога, "введения" в роман.Здесь совершается как бы представление героя читателю, но делается это с большой основательностью, на высоком уровне художественного обобщения. Первая часть, создававшаяся в 1846-1849 годах, стилистически отличается от последующи: частей романа. В ней явно отразилось влияние гоголевского направления в литературе. Композиция первых пяти глав "Обломова" почти повторяет построение глав-портретов "Мертвых душ". Приемы характеристики Манилова и Обломова одинаковы. Это особенно бросается б глаза при разности характеристик по существу. Как в главе о Манилове, вслед за портретом Ильи Ильича описывается обстановка егр комнаты: личность раскрывается через вещи, его окружающие. В портрете Обломова, в его внешнем облике глубоко отражены характернейшие особенности его психологии. Гончаров показал чрезвычайно широко, подробно и убедительно обломовщину п все ее разновидности. Но он не остановился на этом, а постарался выявить причины, социальные корни обломовщины. Своеобразным символом захолустной крепостной России выступает в романе Обломовка. Сущнооть бытия определяется отношением к труду. 06-ломовцы гили за счёт труда крестьян. Отсюда вытекает социальная психология Обломова - психология барина-помещяка, сознавдего св< право ничего не делать и принимающего труд на себя как должное. Обкомов - широчайший по своему диапазону тип, охватывающий собо: все помещичье - крепостническую Россию, синтез наиболее существенных черт ее психйки - косности, байбачества. Это более чем

тип, это аллегорический портрет целого уклада жизни накануне 60-х годов. В этом образе особенно сказалось гончаровское искусство художественного обобщения.

"Обломовщина" - социально-нравственное понятие. "Этические показатели" обломовщины установлены Гончаровым с редкой полнотой и определенностью: атрафия воли, тяга к покою, инертность, нраветвепное иждивенчество.

Со второй части повествование теряет статичность. Появляется Ольга, грядет любовная драма, в драматическом действии развертывается подлинный характер и главного героя. Вторая часть романа открывается портретом Штольца, но в том-то и особенность "Обломова" как центростремительного по своей конструкции, что

Но

этот портрет дается не самоцель^, а в постоянном сопоставлении с Обломовым. Так как история Штольца больше рассказана, чем представлена в картинах, (а образ Обломова уже сформировался в воображении читателя), то характеристика Штольца "работает" не столько на него, сколько на его друга. Рисуя Штольца как выразителя положительной программы, Гончаров "нарушил основной закон реализма - представить типические характеры в типических обстоятельствах. Мы не видим, где и как ухитряется Штольц действовать разумно и честно, улаживая свои и чужие дела, зарабатывая трудом состояние"-1-. Чем больше нагнетается "положительных" качеств Штольца, тем все более подрывается доверие читатоля не только к достоверности, но и к самой "положительности" этих качеств. Пуританский фанатизм, расчетливость Штольца заставляют с симпатией вспоминать слабого, ленивого, но противоречивого и страдающего Обломова. Такой неожиданный эффект апофеза Штольцу. Гонча-

I. Петрова U.K. Творчество И.А.Гончарова. М., 1979. С.52.

- 14 -

ров подчеркивает жизнеспособность Штольца, но он видит, что Штольц заплатил за эту свою жизнеспособность ценой потерт человечности, то есть всего того, что в избытке было у Обломова.

Положительным образом романа является Ольга Ильинская. В "Обломове" Ольга - единственный персонаж, столь же самостоятельный, как и главный герой. Но "объяснить" Обломова призвана и она. Ольга по натуре деятельна, энергична, с ее появлением проблема действия получает новое "подкрепление". Вместо "обытовления" человека, столь характерного для первой части романа, совершается "одухотворение* быта. Меняется самый стиль "Обломова*. в Первой части по-гоголевсни "вещный", теперь он обретает ту словесную "зыбкость", в которой запечатлеваются неожиданные, текучие нюансы чувств. Гончаров-психолог тонко передает необычное, "взвинченное" состояние своих героев. Увлечение Облоыовым - сильнейший импульс для духовного развития Ольги. От диалога к диалогу, от одной лрбовной сцены к другой незаурядные задатки натуры Ольги действительно обретают всю полноту зрелости.

Третья часть романа - об испытаниях любви. Тут обнаружилось , что Обломову, как и обломовцам, мечта, подобие жизни, способна подменять самую жизнь. В последнем разговоре Ольга подходит к Обломову с меркой "сильного человека" и отвергает его.

Хотя герой перенес горячку и выздоровел - последняя, четвертая часть романа - об умирании, смерти Обломова. Любовный роман завершился - все последующие "комментарии" к нему, прояснение сути драмы. Именно такова "служебная функция" двух супру-жеств: Обломов - Пшеницына, Штольц - Ольга.

Пшеницына впервые предстала перед героем как "хозяйка". Быт отступил, когда Ольга вошла в жизнь Ильи Ильича, - Пиени-

цына вся в быте, при вещах, при хозяйстве. В портрете Пшеницы-ной подчеркнуты те же детали, что и в облике Ольги, но в'них противоположное содержание. Агафья Матвеевна стала творцом и оплотом новой Обломовки для Ильи Ильича, и в это^ее человеческая трагедия. Она - труженица, хозяйка по призванию,' самоотверженная бескорыстная женщина. Она вечно в работе и все отдает людям и в минуты неосознанного счастья и в горе. В конце романа Гончаров возвышает Пиеницыну, показывает ее внутреннее просветление под влиянием большого человеческого чувства.

Вообще стиль этих глав сильно отличается от того стиля, каким передан роман Ольги и Обломова, с его бесконечными психологическими ремарками, бурными диалогами, взволнованными исповедями. В "выборгских" главах - детализированное описание нето-Л

роп<ивой, неменяющейся жизни с ее неизменным антуражем - предметами быта. Стиль Гончарова именно в этих главах окончательно кристаллизуется, обретает всю полноту самобытности. Эстетическая ориентация художника на всеобъемлющую характерютику явления устоявшегося, во всем определившегося обрела здесь наиболее соответствующий ей жизненный ттериал. Эффект комизма, но саркастического, а мягкого, добродушного, создается у Гончарова тем, что высокие сравнения, широкие определения накладываются на явления и предметы иного масштаба: великое, неожиданно сталкиваясь с малым, обнажает и прелесть, и "уязвимую мелкость" его.

Композиция "Обломова" кажется очень простой и лишенной в отдельных моментах сюжетного движения. По поводу растянутости и отсутствия динамики в первой части сетовал и сам Гончаров, опасаясь за успех романа у публики. Но все опасения были напрасны. Композиция романа "Обломов" - своего рода образэц соответствия формы содержанию, она предельно выражает идейные установта

автора и проблемы, его волновавшие. Уже в "Обыкновенной истории" Гончаров разработал такой порядок развития повествования, при котором действию предпосылается подробная характеристика героя и экспозиция социальной среды, которая его сформировала. Этот порядок изложения полностью сохранен в "Обломове". Гончаров начинает свой рассказ о экспозиции Обломова, но ужо в первых главах романа окружает ого такими людьми, в разговорах с которыми четко вырисовываются характерные особенности Ильи Ильича. Обломов изображается не только на контрастном фоне Судьбинского, доктора, Волкова, Пешшна и Тарантьева. Одновременно с этим романист окружает своего героя и такими людьми, которые психологически родственны Обломову и в какой-то мере соответствуют ему по своему образу жизни ^ (Алексеев). Исключительно важны в этом плане отношения Обломова с Захаром; внешне оба образа контрастируют, но очень скоро обнаруживается их глубокая родственность друг другу.

Своеобразие замысла "Обломова" заставило Гончарова видоизменить приамы экспозиции. В "Обыкновенной истории" он довольствовался сравнительно небольшой картиной проводов Александра Адуева из его родной усадьбы Грачи. Перед наш там были развернуты всего лишь несколько часов из жизни героя. В первой части "Обломова" перед наш проходят вое детские и отроческие годы героя. Каждый эпизод "Обломова" раздвинут по сравнению с "Обыкновенной исто-ркей" во всех своих частях. В "Обломове" больше бытопиои, что обусловлено положением центрального образа.

В "Обыкновенной истории" Гончаров создал три тина пейзажных зарисовок - деревенский, провинциальный и петербургский. В "Обломове" он продолжал разрабатывать все эти типы. В целом описания играют в "Обломове" гораздо большую роль, обладают гораздо большим удельным весом, чем в "Обыкновенной историй".

Роман "Обломов" выигрывает по сравнению с "Обыкновенной историей": Гончаров уже менее абстрагирует, его анализ становится конкретнее и материальнее. Автор продолжает централизацию действия вокруг героя. Это было настойчиво проведено в "Обыкновенной истории", это характеризует собою и композицию "Обломова".

По разработке образов и по своему сдаету "Обломов" является образцом общественно-психологического романа. Роман Гончаро-ваволновал не только своими общественными тенденциями, но и чистотой своего стиля. Романист сумел передать все тонкости и богатство оттенков значения слова, чарующую красоту русского языка. Гончаров никогда не пытался стилизнровать авторское повествование в духе тог о или ¡atoro персонажа, fío его интонацня, лексп-ка так обыденны, просты, что дистанция исаду автором и героем -объектом рассказа - порой стирается.

"Обломову" тапке свойственно и гораздо больше, чем в "Обыкновенной истории", многообразие внутренних форд. Сдержанный лир!зм сочетается с добродушным юмором, наполняющим собою изображение всех образов романа, за исключением одного только Штольца. Шор "Обломова* мягок по своей форте, но беспощаден по своей сущности. Отдельные юмористические детали, какими изобиловал/ гончаровский роман, были подчинены общему сатиргаскому заданию -показать во всей своей правдивости картину застоя и распада крепостнической России. В "Обломове" Гончаров дал обобщающей, синтетическое изображение всей феодально-крепостнической России, ее отсталой экономики, паразитической психики помещичьего кл&с-са. В образах и действии "Обломова" он заклеймил разнообразные явления застоя, апатии, нравственного безразличия.

Третья глава - посвящена стилистическому анализу последнего романа Гончарова. В "Обыкновенной истории" ш проследили процесс

становление стиля романиста. В романе "Обломов" полностью определились творческие пр*емы Писателя, и "Обломов" ото этало его стиля. В романе же "Обрив" Гончаров попытался охватить и показать но устоявшиеся явления и характеры, а то новое, что появилось в русской жизни, текучее, изменчивое, характер тольк нарождающийся. Гончаров в "Обрыве" предпринимает попытку ис.ка1 новпути в искусстве и в своем творчестве. В связи с этим в романе много рассуждений о художнике, его назначении, задачах творчества. Одновременно Гончаров, не оставляя уже найденное в предыдущие перюды, в последнем романе расширяет тецу обломовщины и типы Обломовых, захватывая все больше пласты гаи ни (столица, провинция, имение, деревня, художник, чиновники, помещики, интеллигенция и т.д.). Роман "Обрыв" задумывался автором в общей концепции романической триогии в годы расцвета "натуральной школы". Создание романа временно приостанавливалось, творческое сознание писателя созревало и перестраивалос! Напряженная работа над завершением произведения относится к 18С8-1869 гг., уке в качественно иных обстоятельствах, чем пе; вичные замыслы. Социальная структура в эти годы осложнялась, русское общество заметно дифференцировалось, антогонистическа, борьба в нем стала резче. Заметно усилилась та классовая груп па, которая еще была в походе в 40-х годах. Теперь она смелее чаще и успешнее вступала в бой с иными, давними, или параллел но нараставшими социальными образованиями. Реактивом социальн диЭДегенциацми стало молодое русское разночинство. В течение <Г0-х годов Гончаров сближается с умеренными либералами круга "Всстника Европы" Стасюлевича. Это повлияло на образную систе рома!«: на переосмысление образа Веры, на обличение нигилиста й лгхорп, на возтлгенис образа бабуши, на ввдпижеше помещик

предпринимателя Тушина. Гончаров стоял за модернизацию дворянского сельского хозяйствования.

В "Обрыве" против демократического разночинства он выдвигаот как надежную силу помещика Тушина, лесовода и экспортера. Идоологичо-ские позиции, которых придерживался Гончаров, были недостаточно четки, противоречивы, поэтому он не мог охватить и правильно понять сложности новых отношений, не сумел оценить деятельность Лучших представителей нового поколения - революционных демократов -разночинцев. Отсюда и многие просчеты и противоречия в романе.

Сонное обломовское царство воссоздавалось в новом романе все в том же направлении, как и в "Обломово", только ещё шире и глубже. И основной конфликт, как он мыслился Гончаровым в первоначальной концепции, должен был состоять в том, что старая, отсталая, косная жизнь бессильна удержать в своой власти жизнь молодую, рвущуюся вперед.

Новая тематика и новые проблемы в романе, в то же время это продолжение поисков пути развития России. Эта главная проблема решается через образы главных героев, и некоторые из iutx становятся как бы символами (бабушка Берожкова, Вора). .И вот через систему образов героев, их связи, взаимоотношения, в борьбе за судьбу Веры раскрываются основные проблемы.

В главных героях романа Гончаров пытался воплотить повыо явления русской жизни. В "Обрыве" романист сознательно символизирует образы Веры и бабушки: если в Вере ясно сказались искания молодой России, то в бабушке все било от старой России. Анализ "Обрыва" уместно начать с его главных образов. Образ Тайского трактовался Гончаровым как проснувшийся сын Обломова, но ото глубокое субъективное заблуждение» автора. 1! романс он лиллий ио:»до и всюду, на во о смотрят со cvopotiu, ¡и но что к,1 вкекйшчотед.

- 20 -

ничего не знает и знать не хочет. Он не находит себе места и везде видит один Мирак. И любовь, ж искусство, и попытки писать -все это тоже миражи. Образ Райского изобранен острокритически, подчас сатирически, как тип "лишнего человека". Писатель завершает действие "Обрыва" странствиями Райского по картинным галереям Европы, оттенявшими несомненную увлеченность его искусством. Однако последний штрих в обрисовке образа не мог устранить окептщизма, с которым Гончаров относился к этому даровито-щ дилетанту. Т.о. в "Обрыве" в новой форме продолжена тема Обломова и "обломовщины".

Ход новых мыслей Гончарова естественно раскрывается в творческой истории образа бабушки Бережковой. Бережкова не только богатая, но шесте с тем хозяйственная, энергичная помещица. В контрасте о Обломовыми она вникала во все подробности хозяйства. В изображении Бережковой и ее имения Малиновки переплелись дао тенденции: о, одной стороны, субъективное желание автора показать

вое лучшее в старых патриархальных порядках, с другой - стяхий-

с

ный реализм писателя. Жанровые Оценки из крестьянского быта и прекрасные портреты отдельных дворовых людей свидетельствовали о гуманизме Гончарова, о глубоком понимании положения крепостных крестьян. Сочувственное отношение к крепостным, правдивое изображение юс положения и подневольного труда оказались в противоречии со старой правдой. Гончаров Невольно приводил читателя к выводу„ что крепостной строй идет к крушению, что старая правда не привлечет к себе нужные силы. В связи с трансформацией воззрений Гончарова об изменении социального строя крепостной Роосии "путем реформ", в романе появилась фигура Тушина, русского Роберта Оуэна, мыслившаяся автором как развитио образов Петра Адуева и Штольца.

Яля Гончарова выдвижение помещика - лесопромышленника Тушя-па как положительного гороя пе было отказом от другого положительного Штольца. Наоборот, в сознании романиста они оба смыкались в единый фронт против "нигилистов". Образ Тушппа создан романистом в манере самой пеприкрнтой идеализации. Тупип должен был стать противоядием Марку Волохову я повостп за собою молодую Россию не в обрив, а в ядваяьлоэ, по многого тоатвля, общество. Поэтому пе случайно героиня романа Вера оказывается предметом прпотального внимания Райского, Еолохопа, Тутаяа. Все они борют-оя за неё, по своему хотели повести её за собою.

Идеализируя Тупяпа й его программу, Гончаров в силу своих либеральных убеждений; отрицательно отпосллся к револщиопнкм призывам разпочтащев-декократов. Фигура Марка Волохова, это тенденциозное изображение "новнх людей", в известной мере заслонила автору и его кгитикам спльпно стороны романа. В первоначальном замысле Волохов представлялся передовым, смелым и силыш«л борцом против крепостничества. Болотовым руководит неосознанный протест против стеснительных форд старой морали. Именно отсюда и пошел скептицизм Марка, превратившийся постепенно в бытовой нигилизм. Оп ненавидит стеснения своей свободы п ведёт борьбу с теми, кто пытается подчинить его нормам общего быта. В каноническом тексте от типа дворянского протестанта сороковых годов Марк Волохов эволюционирует к условному типу нигилиста, разночинца, грубого в манерах, речах и поведении, циничного в делах любви. Борьба с Болотовым л волоховщиной стала основным заданием, идеологическим стержнем романа.

Следует отметить, что крупнейшим творческим достижением Гончарова в "Обрыве" был образ Веры. Как ни смягчал автор этот образ для окончательного текста романа, Вера вое же осталась

сильным характером. Её тип родственен Ольга йльннокой, но дан ещё глубже, сложнее и крупнее. Безусловное и полное отрицание отарого обломовского образа жизни, страстные поиски свобода, правды, бесстрашие в стремлении дойти до конца в любом вопросе -все это органически вытекало И8 её характера. Характер ее складывался самостоятельно. Пристальное внимание к округллцему, критический ум, независимость л шрота оужденнй - вое это определяло ее мироощущение как человека нового к остро чувотвущего всс необычное. На наш взгляд, Гончаров допустил х^Цопоотвошшй просчёт, связанный, впрочем, с его идейными установками: 6н заставил непокорную Веру покориться к принять бабушшда правнла а принципы. По воле автора Вера занялась кадкой благотворительностью к стала гдубоко религиозной.

Отвергнув "новую правду", оценив оо как "новую неправду", Гончаров должен был непзбенно вернуться к "старой цравдо". Оа восстанавливает, "старую правду" прз посредстве Воры. Выходя оа рамки образа, Гончаров декларирует, что старая епзнь, "старая правда" вовсо но умерли, да п по умрут. Теперь в усилиях создай для "Обрыва" философскую концепцию, антагонистичную копцошщи р£ волхащонной демократии п, в частности, роману Чернышевского, Гог чаров выдвигает на первый план проблему религии. Эт&го но чувствовалось в "Обыкновенной истории" н в "Обломово".

Серьеано иаменилоя характер композиции и оюзета: обстоятельное описание отарой обломоващны в ее разновидностях (столичная обломовщина, провинциальная. Малиновка н т.д.) сочетается о напряжению.! развитием сюяета, почти детективного и таинственного даже, где идет борьба за Веру между Райским, Волоховым, Tv:'7!!!B.i, Еорегковой, п в конечном счете победителей практически

п су.пьба Верп л ее будущее автором не регаонн. iice отллется

на судьбу будущего. Поэтому, ни считаем, что в "Обрыве" в какой -то мере сохраняется стлль Гончарова, в основном ко идет иокск иовых путей, новых стилевых приемов в творчестве.

В иОбрыва" Гончаров сохранял повествование от своего соб-отвенпого лица, но совместил ото авторское повествование с образом Райского, косвенно являющегося рассказчиком обо всем, что произошло. Кошюзгщноплая функция Райского осложняет и удлиняет оюет романа, как л некоторые другие эпизоды, но расширяет картину усадебной л городской ккзнз. Ослогляетоя психологический т териал произведения.

Психояогдзм в "Обрыве" изобилен. Не говоря уго о Райском, Гончаров обогащает образ Веры й бабушки. Признавая виоокпе до-сто'пвтЕа а разработке психологического образа Веры, необходимо отмотать, что образ этот создан романистом в круге интимных, ду-eqbiuix черт. Работая над персонахши, Гончаров рцсовал их со сто ронц их внутреннего содержания, но забывая в то кв время о внеш • пой форме человеческого образа. Вшманле, которое романист уделяя созданию портрет, характера д типа, было чрезвычайно велики

Ознакомление читателя с образом начинается у Гончарова о портрета. Портрет пероонатл открывает нам путь к пониманию ого характера. Гончаров но изобретает повит, '¡етодов изображения внут решшго rapa человека, но он пх совершенствует. В основе психологического мастерства Гончарова лепят детальная характеристики. Рсмшшот, в основном, смоет дело о устойчивыми и внутренне не асмешгщкмлся натурами. То, что в них заложено социальной средой. бытом, воспитанием, в подавляющем большинстве случаев оказывает решащее влияние на всю их дальнейшую газнь. Из этого, конечно, ннкак ио следует, что героя Гончарова на меняются в процеосе жизненной борьбы. Бабушка в пятой чае та "Обрыва" соь •

сем но та, что в ого первой части: она многое поняла, от многого отказалась, но в основе своего характера она все-таки осталась неизменившейся. Однако,"солн в душевных кризисах героев Гончарова победа по большей части принадлежит тому, что воспитано в них средою, то показ этих кризисов осуществляется у Гончарова о очень большой полнотой.

Уступая "Облоыову" в сило своего общественно-поихологиче-ского анализа, "Обрыв" в то же время волнует нао сложностью запечатленных в нем противоречий. Русская действительность изображена здесь не столь отчетливо, как в "Облошве", т более полно и противоречиво.

В языке "Обрыва" меньшую роль играет диалог, чем в "Обло-мове". Язык "Обрыва** одержан, не так остро язвителен, во для вдумчивого читателя обличительные выступления Гончарова совершенно явственны. Это касается не только Волхова, ио и других персонажей. Изобличение взяточника Тычкова ивлокено сильно, в духе тогдашней "обличительной публицистики". Описаниям в "Обрыве" отведено немаловажное место. Это описания природы, портретов и характеров.

"Обыкновенная история" это становление с тиля писателя, "Обломов" - это эталон стиля Гончарова, "Обрыв" же - отступление от характерных для Гончарова пркемов. В«осто изображения явлений отстоявшихся, писатель пытается охватите новое, показать те изменения, которые происходят в обществе. Отсвда, текучесть и противоречивость типа Райского, Вояох^ва ц даже Татьяны Марковны БережковоЁ (мы рассмотрели исторцц) создания и изменения этих типов в процессе нашей работы). Оорбешю противоречив образ Веры. Мы считаем, что в "Обрыве" в какой-то мере сохраняется

I

стиль писателя, в основной ке идет поис^ новых путей, новых

- 25 -

отилевых приемов в творчестве.

Несмотря на все противоречия "Обрыва", нельзя ставить его о одни ряд о " ал ти нигилистическими" романами, утверждающими реакционные охранительные идея. В романе явственно выражен критический реализм: в изображении обломовских черт Райского, в характеристике крепостной Малиновки, в феодальных замашках бабушки, в оценке дореформенного чиновничества и т.д. Все это кладет грань между "Обрывом" и охранительной литературой того времеки. Здесь оказалось присущее Гончарову чувство правды, социальной справедливости. Сказалась также идейная шкота Белинского, как п влияние Добролюбова. В "Обрыве" преобладают прогрессивные гуманистические пдоп: разоблачение обломовщины в ее новых разновидностях, понимание кризиса крепостнического общества я патриархальных порм жизни. Показывая состояние брожения в период борьбы старого с повьет, Гончаров утверждает закономерность поиска аовы:с путей, высоких целей. В "Обрыве" отражена русская жизнь, изображены русские лшя, запечатлена чудесная природа Поволжья. В русской литературе немного произведений, где пейзаж играл бы такую существенную роль, вплетаясь в повествование п участвуя в нем. Этот роман напиоап живым, гибким п в то же вреня правильным литературным языком. В нем проявляется своеобразный стиль йрологэ Гончарова - романиста.

В заключения подводятся итога исследования, к которкл пришел автор дпссортацип в процессе изучения отилл Гончарова как а ранних произведениях, так п в ого тряяогпп. Мы приходим к выводу, что творчество И.А.Гончарова - важная ооотапяая тгезгъ етто-ратурного процесса соредяпн ИХ века.

Мц попыталиоь раскрыть овоязцгго стиля как рзнясго, тая п прелого Гончарова, определять факторы, влдяшзо па форззрогапзо

отиля писателя, прооледать его идейно-творческое становление и определить его меото в русской литературе. Обличение обломовщины как порождения косности и застоя во всех сферах жизни - ведущая' тенденция всего творчества писателя. Трилогия Гончарова последовательно отразила всю многоаспектную киэнь России 40-60-х годов, что вывело его в ряд вазшейшх русских писателей. Творчество Гончарова актуально не только для современного европейского читателя, но и для читателей арабского мира, чему свидетельством являются переводы "Обыкновенной истории" и "ОЗлог.това" на арабский язык.

Поскольку дисоергант является переводчиком двух романов Гончарова "Обыкновенной истории" и "Облоыова" па арабский язык, мы не мовем не каоаться принципов перевода названных романов, что сделано в заклотешш яаией работы.